top of page

Личный опыт: я — взрослый дислектик

 

Родители детей, столкнувшихся с трудностями обучения, могут испытывать самые разные чувства: печаль, отчаяние, разочарование или даже злость. Не имея четкого представления о дислексии и перспективах жизни с ней, эти мамы и папы нередко боятся, что их дети не смогут освоить школьную программу в ее полноте и уж тем более поступить в институт и достичь успеха в жизни. Что может помочь ребенку-дислектику успешно учиться и раскрывать свои способности? Опытом и советами делятся взрослые люди, которые еще в детстве узнали, что у них дислексия, но это никак не помешало им окончить школу, а затем получить профессию.

 

Алина Урсу, тьютор, нейропсихолог, член Ассоциации родителей и детей с дислексией

Я взрослый дислектик с дисграфией и дискалькулией, который стал нейропсихологом и тьютором для детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще в школе я научилась сама себе помогать.
 

Как я читаю

Одна из главных проблем при дислексии — это трудности с чтением, пониманием и анализом прочитанного. У меня есть несколько способов преодоления этого, которые мне помогали еще в школе.

Уже много лет я сопровождаю чтение книг и журналов подчеркиванием самых важных мыслей и вместо закладок использую карандаши. Да, это портит книги. Зато я, выделяя какие-то мысли, вкладываю в чтение свои ресурсы и извлекаю нужную информацию, при этом удерживая внимание. И если мне нужно освежить знания, то это легко сделать при помощи моих пометок.

Мне всегда было физически сложно читать лежа: буквы расплывались, приходилось перечитывать одно и то же несколько раз. По совету учителя литературы приучила себя работать с книгой в основном сидя. Рекомендую каждые 50 страниц вставать для минутного перерыва.

Как я запоминаю новую информацию

Хорошо использовать иные, чем печатный текст, способы представления информации. Например, рисовать себе схемы — это здорово помогало мне на экзаменах в институте. Мне очень нравится образовательный видеоконтент, предлагающий схемы и таблицы.

Незаменимой вещью в процессе учебы для меня стал диктофон. Практически все лекции и обучающий материал записываю в аудиоформате и опираюсь на него при необходимости. Стихи всегда учила, рассказывая их своему отражению в зеркале, получалось легко и быстро, за редкими исключениями.

Очень полезно читать сложные тексты параллельно с толковым словарем, чтобы тут же выяснять значения непонятных слов. Так я готовилась к теоретическому экзамену в автошколе, когда учила вопросы о внутреннем устройстве машины.

Как я борюсь с ошибками на письме

Описки, лишние или пропущенные буквы, глупые ошибки — это то, с чем я неустанно борюсь и что мешает мне начать писать свои статьи, а не ограничиваться короткими сообщениями. Это никак не связано с грамотностью.

Я проверяю письма перед отправкой несколько раз, но все равно проскальзывают досадные ошибки. А когда училась в школе, то просила своих друзей, у которых не было никаких проблем с грамотным письмом, проверить мои сочинения и эссе.

Как я взаимодействую с числами

Для меня до сих пор это проблема. Когда мне нужно посчитать, какое время наступит через 40 минут после 13:45, первые мгновения это кажется очень сложным и даже вызывает тревогу. Мне сложно организовывать свое время, поэтому онлайн-календари с напоминаниями, пробковые доски, куда я прикрепляю записки для себя, стали моими верными спутниками.

Вообще арифметические действия всегда приводили меня в оцепенение. Помню, еще в школе я, даже не дочитав задачу по математике до конца, как будто бы была уверена, что это мне не под силу. За 10 школьных лет у меня было 13 репетиторов по математике! В итоге в старших классах всю математику и физику я изучала в индивидуальном порядке с учителем и наставником. И это помогало мне снизить страх неудачи и почувствовать себя увереннее.

Очень важно, чтобы педагог понимал эти проблемы ребенка и не давил на него, а поддерживал. Когда я видела перед собой лист с заданиями по математике и цепенела от страха, мой учитель сразу же возвращал меня в реальность. Он говорил мне, что мы с ним с успехом решали эти задачи и уравнения целую неделю, что я умею это делать и, что самое важное, он в меня верит.

Как я справляюсь с тревогой

Очень важно уметь отделять тревоги и стресс от самого себя, при помощи собственного тела, и этому же я учу детей, с которыми работаю. Например, часто бывает такая ситуация, когда тревожному ребенку задание кажется очень сложным, он как будто перестает дышать, его грудная клетка перестает подниматься. Сидя за партой, он непроизвольно поднимает ноги, они словно взлетают. В этой ситуации нужно научить ребенка помогать себе «заземляться»: твердо ставить ноги на пол, чтобы чувствовать опору, начинать глубоко дышать. Это занимает всего несколько секунд и при этом помогает прийти в себя.

Младшему школьнику может помочь талисман: маленькая игрушка, даже ластик в виде кошки или собаки, которые ребенок может взять с собой на контрольную работу и сжимать в руке при стрессе.

Чтобы ребенок с трудностями обучения успешно справлялся со школьной программой, нужно создать ему условия.
 

Как устроить обучающую среду

На столе, за которым ребенок делает уроки, не должно быть ничего лишнего, только учебник, тетрадь и пишущие принадлежности. Многие люди (особенно с дисграфией и дислексией) испытывают зрительный дискомфорт от контраста белой бумаги с полями тетрадей или черным шрифтом, который может вызвать трудности при чтении и письме, аналогичные сложности могут быть вызваны белым светом электрических ламп. Мне, например, комфортней читать книги из переработанной коричневой бумаги, а на рабочих местах у меня только теплых оттенков свет.

Если ребенок не любит заниматься в тишине, можно включать музыку, но все же лучше только ту, которая не будет отвлекать: инструментальную или на незнакомом ему языке. Войти в задание или просто сконцентрироваться мне всегда помогает электронная музыка без вокала.

Покупайте подходящую канцелярию: дети-дислектики часто сильно нажимают на бумагу при письме, поэтому лучше брать ручки и карандаши, которые пишут мягко, не будут рвать бумагу при нажиме и не оставляют грязи в тетради (учителя могут снизить оценку за неаккуратное письмо). Хороший вариант — ручка с ластиком. Еще есть пишущие предметы с резиновыми насадками и съемные резинки, они снижают риски надкостного образования от сильного нажима (шишки на среднем пальце).

Как можно работать с информацией

Для усвоения учебного материала дислектикам нужно больше усилий, времени. если ребенок сможет выработать нестандартный подход к запоминанию информации (рисовать схемы, использовать мнемотехники), это станет его большим преимуществом в дальнейшем обучении. В интернете достаточно интересного и полезного материала, который мог бы помочь дислектику в учебе: это различные схемы, таблицы, карточки. По сути это учебный материал, представленный в сжатом виде, структурированный более понятно, чем в учебнике.

Дислектики плохо воспринимают информацию на слух, поэтому им нужно выработать привычку сверяться с доской, с одноклассником-отличником, уточнить у учителя, правильно ли записано задание и как именно его нужно делать. Поэтому таким детям лучше сидеть за первой-второй партой. Хорошо, когда есть возможность узнать задание не на ближайший день, а на целую неделю или даже месяц. Это позволяет распределять свои силы и планировать время.

Бесценное умение — вести конспект, не переписывая туда учебник, а пересказывая материал своими словами: так он лучше усвоится. Кроме того, это работа по развитию речи. Например, просите ребенка в одном предложении своими словами объяснять написанное в каждом абзаце.

Когда нужно запомнить что-то, например иностранные слова или падежи в русском языке, можно написать это большими буквами на ярких клейких листочках и развесить по дому (только не рядом со столом), чтобы у ребенка эта информация была перед глазами. Мне очень помогают флеш-карты для развития словарного запаса — с одной стороны термин, с другой — его значение и пример.

Каким должен быть режим

Заниматься продуктивно не значит заниматься часами. Помогите ребенку выработать привычку дробить задачу на части и обзательно делать короткие перерывы в работе: «Я прочитаю этот текст за 20 минут, сделаю короткий перерыв, поэтом выполню упражнение к нему за полчаса и снова немного отдохну». Очень полезна дыхательная гимнастика, так как она способствует насыщению сосудов мозга кислородом.

 


Илья Воробьев, тьютор, репетитор по математике и физике

Меня всегда очень воодушевляла такая мысль: «Если кто-то с этим справился, чем я хуже? Я тоже смогу!»

Почему мотивация так важна

Я был довольно трудным подростком, большинство учителей считало, что я безнадежен. Например, хоть я и говорил по-английски лучше всех в классе, «англичанка» считала, что я не могу и слова сказать правильно. Когда я писал контрольные работы без ошибок, она была уверена, что я списывал. Мне не давали возможности показать себя. Неудивительно, что у меня не было никакого желания демонстрировать свои способности.

С математикой мне повезло больше. Задачи мне давались непросто, и я одно время просто стал занимать позицию, что мне это не дано, я ничего не знаю и не умею. Но учительница нашла ко мне подход! Она дала мне простую задачу, чтобы я убедился: я могу с этим справиться. Это помогло мне поверить в себя.

Как я осваивал точные науки

Очень важно усвоить с самого начала, что в науке нет ничего абстрактного, а за формулами в физике и химии стоят конкретные идеи. Надо просто в них вникнуть, увидеть связь между задачами и реальным миром, тогда не придется ничего зубрить. Когда я брался за новый для себя материал, то пытался понять две вещи: в какой области эти знания применяются и как ученый, которым этим занимался, пришел к своим выводам. Стоит лишь понять эту внутреннюю логику науки, как учиться становится значительно легче. Если то, что написано в учебнике, кажется непонятным, всегда нужно искать альтернативные источники. Есть книги, в которых сложное изложено доступным языком, например, «Необычная математика» Жени Кац.

Как я справлялся с гуманитарными науками

В старших классах большие литературные произведения мы изучали так: нам выдавали листочки, на которых тезисно были изложены сюжеты и основные идеи. Затем мы читали сжатые варианты и писали по ним сочинения. Таким образом, волей-неволей каждый ученик имел четкое представление о содержании основных программных произведений. Участие в постановках известных пьес в школьном театре тоже помогало при изучении литературы.

Еще мне было трудно учить наизусть стихотворения и даты исторических событий. Я нашел надежный способ: надо просто повторять по многу раз в течения дня, перед сном и потом еще наутро.

Сейчас и родители, и педагоги часто отмечают, что современные дети не могут полноценно выражать свои мысли в устной или письменной форме! Это действитель большая проблема, мне и самому это дается с трудом. Думаю, было бы полезно устраивать дополнительные занятия по риторике и технике написания сочинений.

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page