Дислектики не понимают, почему они не могут учиться, как их одноклассники, и могут обвинять себя в школьных неудачах. Это часто приводит их к низкой самооценке.
Первое осознание детьми их дислексии часто является результатом неудач в школе. Им не хватает понимания того, почему они не в состоянии учиться в таком же темпе, как и их одноклассники. Они не могут объяснить трудности, с которыми они сталкиваются, и обвиняют себя в отсутствии прогресса.
Это часто приводит к низкой самооценке и ожиданию неудач.
Многим родители приходилось иметь дело с влиянием дислексии дома – задолго до того, как это признает школа. Иногда они даже не предполагают, что их ребенок старается, и даже сражается за успеваемость в школе. Отказ от сотрудничества может быть стратегией “преодоления” для дислексичного ребенка. Для него домашнее задание может быть слишком стрессовым и тяжелым, но многие родители даже не догадываются об этом. Поэтому вовремя не обращают внимания на его сигналы о помощи. Опасения по поводу изменений в отношениях и поведении ребенка в быту, связанное с выполнением домашних заданией, должны быть разделены со школой. Так как в дальнейшем это ведет к разочарованию и накапливанию негативного опыта для дислексичних учеников и их родителей.
Дислексия и психическое здоровье
Чем дольше дислексия остается непризнанной, тем большей проблемой она становится. Многие мальчики с дислексией становятся неуравновешенными, и даже озлобленными. Некоторые проявляют разрушительное или агрессивное поведение.
Девочки с дислексией могут становиться тихими, уединенными и замкнутыми. Некоторые из них находят поддержку в кругу друзей, что со стороны выглядят как «болтовня» или быстрая отвлекаемость.
С самых ранних лет в начальной школе мальчики и девочки, с недиагностированной дислексией, могут неохотно ходить в школу. Они могут жаловаться на головные боли или чувствовать себя больными в те дни, когда им предстоит диктант или нелюбимый предмет есть в расписании.
С переходом в средние классы они могут начать избирательно прогуливать школу, чтобы избежать проблем, с которыми они сталкиваются в учебе. Они делают это фрагментарно – и поэтому родители и учителя не сразу об этом догадываются.
Дислексия может скрываться за явным проблемным поведением такого ученика в классе. Поэтому выявление дислексии может стать неожиданностью для некоторых учителей, которым трудно преодолеть именно поведенческую проблему. Однако, если основные проблемы дислексии не устранены, стратегии преодоления, выработанные ранее детьми с дислексией, могут перенестись на их подход ко всему обучению.
Окружающие будут продолжать ошибочно считать это «несерьезным отношением к учебе» или «плохим поведением». К моменту перехода в среднюю школу, такие дети могут быть уверены, что они «глупы» и не могут учиться. Поэтому они бросают попытки, превращая механизмы преодоления в стратегии избегания.
Дислексия – это не только трудности, но и способности.
К счастью, дислексия – это не только череда трудностей. Часто дети с дислексией обладают специфическими способностями. Дислексичный ребенок может быть оригинальным, творческим, художественно одаренным. Устно такой ребенок может быть очень способным и хорошо осведомленным. Различие между когнитивными способностями, академическими навыками и эффективностью часто отмечается в отчетах педагогов, работающих с такими детьми. Высокие способности у некоторых дислектиков позволяют им изобретать индивидуальные стратегии для преодоления каких-либо препятствий в обучении. Но, несмотря на это, впоследствии их результаты все равно гораздо ниже, чем у сверстников.
Нередко проявления дислексии могут быть замаскированы высокими способностями или отвлекающим поведением ученика. Дети и подростки умышленно скрывают свои проблемы, отчаянно пытаясь отличаться от своих сверстников. Очень часто окружающие объясняют “неожиданные” препятствия к обучению такого ребенка именно его неуместным поведением или плохим отношением к учебе.
Дислексия, которая не признается и не поддерживается, сильно влияет на способность справляются с требованиями учебной программы. Эти требования могут негативно сказаться на таких ребятах. Концентрация легко теряется, а некоторые дети могут стать беспокойными или вести себя разрушительно, чтобы отвлечь внимание от своих трудностей. Другие могут избегать работы в классе, будучи неспособными сосредоточиться и быстро утомляться. Некоторые кажутся невнимательными и несобранными. Большинство учителей справляются с этими проблемами, используя ряд санкций – от “чтения нотаций” до строгих выговоров и бесед с родителями по поводу проблемного поведения их детей в школе.
Что делать, если ученик несносно себя ведет в школе?
Маловероятно, что каждый ученик с проблемным поведением, будет диагностирован на наличие дислексии. Однако, если отсутствие прогресса в овладении школьной программой приписывается только наблюдаемому поведению, то специфические трудности обучения, вызванные дислексией, могут и не рассматриваться. Когда ученик, вроде, добивается удовлетворительного прогресса, учителя могут искать причины поведенческих проблем в других местах, а не рассматривать возможную дислексию.
Поведение в классе и низкая самооценка часто связаны с социальными или эмоциональными проблемами и рассматриваются как таковые. Когда поведение – будь то все более замкнутое или разрушительное – выходит за рамки способности классного учителя помогать, могут привлекаться психологи или поведенческие терапевты. Но если дислексия не была признана или оценена как незначительная проблема, предлагаемые рекомендации и поддержка могут быть неуместными и не разрешать проблемы.
Если дислексия не признется или обесценивается некоторыми учителями, которые допускают, что учащиеся каким-то образом «выросли из нее» и дислексия “рассосалась сама собой” – некоторые учащиеся продолжают считать себя действительно ленивыми или неспособными сосредоточиться. Они считают себя глупыми или «неуспевающими» по каким-то предметам. Низкая самооценка и стресс от попыток (и неспособности) ходить в школу – особенно когда экзамены на пороге -вызывает у некоторых учеников с дислексией симпотомы тревожного расстройства, а другие просто «выпадают».
Сочетание низкой самооценки, стресса и беспокойства может привести к депрессии или другим проблемам психического здоровья. Некоторые молодые люди с дислексией в последующем развивают расстройства пищевого поведения или находят снятие стресса в саморазрушающем образе жизни. Они требуют терапевтического вмешательства со стороны соответствующих специалистов. Тем не менее, ни терапия, ни медикаменты – не разрешат их проблемы до тех пор, пока основная проблема – дислексия- не будет идентифицирована, и не будет надлежащим образом поддержана.
Крайне важно, чтобы сотрудники всех уровней образования проводили курсы дислексии для учителей, которые позволяли бы им выявлять ранние признаки дислексии у учеников и не позволять им отставать и развиваться с низкой самооценкой и проблемами психического здоровья.
Comments