top of page

СДВГ – краткая памятка.

Дефицит внимания, гиперактивность — ADHS, ADHD, POS Впервые это нарушение было описано в 1845 году врачом-неврологом из Франкфурта как синдром «Стёпки-растрёпки/вертлявого Филиппа». (используются так же термины ADHD: сокращение от англ. «attention deficit hyperactivity disorder», ADHS:сокращение от нем. «Aufmerksamkeits-Defizit/Hyperaktivitäts-Störung») относится к наиболее частым психиатрическим расстройствам среди детей и молодых людей, причем мальчики страдают в 6 раз чаще, чем девочки.

Дефицит внимания — нарушенная гиперактивность

Эксперты подчеркивают, что это ни в коем случае не какой-то «модный диагноз» или просто недостаток воспитания.

В его основе лежат функциональные нарушения головного мозга. Основными признаками являются нарушения внимания, импульсивность, нарушения восприятия (его недостаток) и повышенная двигательная активность (гиперактивность). Чаще всего диагноз ADHD выставляется уже в детском саду или школе, в единичных случаях в более позднем возрасте.

Уже в грудном возрасте выделяются «трудные» дети (чаще всего они много плачут, «орущие дети»), и это «трудное» поведение постепенно переходит во взрослую жизнь.

Раннее обнаружение данного расстройства помогает таким детям, а так же их родителям и воспитателям, жить нормальной жизнью.

Нельзя выделить четко одну причину развития ADHS, в данном случае речь идет о комплексном воздействии множества факторов. При этом играют роль функциональные, нейробиологические нарушения и расстройства обмена веществ.

Причины

Роль только психосоциальных факторов как единственная причина ADHD исключена, хотя негативный жизненный опыт (тяжелое детство, травмы) все же усугубляют и определяют течение болезни синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Признаки отсутствия или недостатка контроля за импульсивностью (повышенная импульсивность)

Считается, что основная причина заключается в недостаточной обработке информации в определенных участках мозга, которые отвечают за восприятие и контроль импульсивности. При этом передача сигналов между нервными клетками нарушена. Это нарушение обусловлено несбалансированным содержанием информационных веществ ― нейротрансмиттеров в этой области мозга.

При некоторых заболеваниях так же проявляются симптомы ADHD, например при аутизме, шизофрении, эпилепсии, заболеваниях щитовидной железы.

Факторы риска

  1. Отягощенная наследственность;

  2. заболевание у ближайших родственников повышает риск развития ADHS на 15%.

  3. При наличии ADHD у одного из однояйцевых близнецов риск заболевания у второго составляет примерно 80%, у разнояйцевых ― 30%.

  4. Низкий уровень интеллекта или наоборот, высокая одаренность

  5. Влияние психосоциальных факторов, которые могут усугубить течение болезни

  6. Трудные отношения в семье (ссоры, разводы, смерть одного из родителей)

  7. Психические заболевания в семье

  8. Недостаток воспитания: непоследовательность, отсутствие структуры воспитания, частая критика и несоответствующие поступкам наказания риска в течение беременности или рождения:

  9. Факторы риска при беременности и родах

  10. Употребление матерью никотина, алкоголя или наркотиков

  11. Недостаток кислорода (гипоксия) при рождении

Симптомы

Три основные симптома ADHD

  1. Нарушение внимания, сильная отвлекаемость

  2. Отсутствие или недостаточный контроль над импульсивными действиями (повышенная импульсивность)

  3. Повышенная активность (гиперактивность)

Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) для установления диагноза ADHS необходимо присутствие 3 главных симптомов в как минимум двух разных сферах жизн

Нарушения внимания во всех сферах жизни проявляются следующим образом:

  1. Сильная отвлекаемость

  2. Недостаточная концентрация, проявляется ошибками по невнимательности, недостаточным терпением, когда требуются точность и аккуратность (например, когда ребенок что-то мастерит или играет)

  3. Неумение довести дело до конца: человек бросает одно и постоянно берется за что-то новое

  4. Неспособность выполнять задания в школе или соблюдать правила

  5. Детям с ADHD часто стоит больших усилий соблюдение порядка; они теряют вещи, не кладут их на место, забывают их

Признаки недостатка или отсутствия контроля за импульсивностью (повышенная импульсивность)

  1. Необдуманные поступки

  2. Отсутствие терпения

  3. Человек часто перебивает других, «встревает в разговор», говорит громко и часто меняет тему

  4. Плохая интеграция в группе (ребенок требует внимания, ведет себя громко, перебивает других)

  5. Несоблюдение принятых правил поведения в семье и школе

  6. Дети с таким заболеванием чувствуют часто угрозу там, где ее нет и ведут себя соответственно агрессивно

  7. Сильные колебаниия настроения, раздражительность, склонность к гневу

  8. Непереносимость критики и бурная реакция на нее.

  9. Повышенная активность проявляется следующим образом:

  10. Высокая двигательная активность: размахивание руками и ногами, человек не может спокойно сидеть (дети постоянно в движении)

  11. С трудом соблюдают тишину, их игры и действия в большинстве случаев очень громкие

Дополнительные симптомы и жалобы

Примерно у одной трети страдающих ADHD обнаруживаются дополнительные симптомы:

  1. Неспособность устанавливать контакты, связи

  2. Недостаточная самооценка, чувство вины (я это не смогу!)

  3. Двигательные и речевые затруднения

  4. Проблемы со слуховым и зрительным восприятием

  5. Дефицит развития и за счет этого недостаточные достижения

  6. Ограниченные успехи в учебе, во всех случаях духовное развитие ограничено

  7. Тики (возможен симптом Туаре)

  8. Психические нарушения (депрессивное настроение, страхи, немотивированное упрямство)

Диагностика

Все гиперактивные импульсивные дети, имеющие на протяжении длительного времени проблемы с вниманием, с учебой и бросающимся в глаза поведением должны быть обследованы на наличие ADHD.

  1. Тщательное изучение анамнеза, учитывая всю информацию о семье

  2. Полное обследование, включая неврологический статус, координацию движений, моторику, органы чувств

  3. Психологическое исследование и анализ развития ребенка

  4. Исследование поведения, включая опрос родственников, учителей, друзей, воспитателй, врачей и т.д.

  5. Измерение электрических потенциалов мозга и сердца (ЭЭГ, ЭКГ)

  6. Лабораторные исследования для исключения других заболеваний

  7. Исключение заболеваний, таких как аутизм, шизофрения, эпилепсия и заболеваний щитовидной железы

  8. Исключение психических заболеваний, таких как депрессии, навязчивые состояния и т.д.

  9. Терапия

  10. Немедикаментозные методы

Беседы и тренинги родителей и членов семьи

  1. Разъяснительная работа в школе, детском саду, возможно определение ребенка в специализированные классы

  2. Поведенческая терапия детей/подростков, например тренинг самоструктуризации

  3. Лечение нарушений, сопровождающих ADHD, или других имеющихся болезней, например психотерапия, обучающие и развивающие тренинги

  4. Медикаментозная терапия

  5. Детям и подросткам с ADHD часто назначают вещество метилфенидат. В данном случае речь идет не об успоительном препарате, о веществе амфетамин, который является стимулятором у здоровых людей, его оборот регулируется законом об сильнодействующих веществах. Медикамент регулирует содержание информационных веществ в головном мозге. Дети с ADHD становятся уравновешенными, и их отношения дома и в школе улучшаются. Кроме того, стимулируются те клетки мозга, которые отвечают за концентрацию и способности. единичных случаях возможны такие побочные действия, как тошнота, проблемы со сном, головокружение, головная боль или боль в животе. Очень редким побочным эффектом является задержка роста и развития.

Важная информация о метилфенидате

Иногда его распространяют на улицах как наркотический стимулятор под названием «спид», его употребление наносит тяжелый вред головному мозгу с длительными последствиями Действующее вещество является спортивным допингом В комбинации с другими наркотическими веществами может привести к отравлению ― интоксикации

Атомоксетин: до сегодняшнего дня еще не прошел клинических испытаний и не допущен к употреблению в Швейцарии

Течение болезни

ADHD является неизлечимым заболеванием, медикаментозной коррекции подлежат лишь симптомы болезни, а не ее причины. В последние годы проводились исследования среди выросшего населения с ADHD. Результаты показали, что в возрасте 18 лет симптомы ADHD присутствуют у трети обследованных, с возрастом наблюдается снижение, так лишь примерно 8% двадцатипятилетних имеют признаки ADHD.

В целом можно отметить, что у взрослых признаки ADHD выражены не так сильно. Со временем они привыкают к существованию ADHD и вырабатывают определенные стратегии поведения, например, отказываются от посещения концертов, собраний, заседаний или кино, где нужно спокойно сидеть.

Взрослые с ADHD сильно страдают. Невнимательность мешает им в личной и профессиональной жизни, вокруг них часто царит хаос. Неконтролирумая импульсивность может превратить жизнь больных и их близких в ад. Большинство не могут ни дня обойтись без психиатрической или психологической поддержки. Для взрослых не существует никаких препаратов, прямо воздействующих на ADHD. Оба вещества – метилфенидат и атомоксетин разрешены к употреблению только у детей.


Comments


bottom of page