top of page

Вылепи себе будущее: обычный пластилин меняет мозг

  • 24 мар.
  • 5 мин. чтения

Как Метод Дейвиса влияет на поведение при СДВГ


Наш метод работы с поведением уникален тем, что он работает с корнем проблемы, а не с ее внешними проявлениями. В отличие от традиционных подходов, где для изменений нужна сила воли и железная самодисциплина, мы находим ту самую «кнопку» в сознании, нажатие на которую делает изменения естественными и легкими.


Ключевое отличие заключается в том, что вместо «борьбы» с поведением мы создаем пространство для его трансформации через творческий процесс.


Лепя формы, клиенты буквально «воплощают» свои мысли и эмоции, что способствует более глубокому осознанию механизмов собственных действий.

Модель и слово из пластилина "Последствие"
Модель поняття "Наслідок"










Механизмы овладения концепцией через творческий процесс



Пластилин становится промежуточным звеном между абстрактным пониманием и физическим воплощением изменений.


Создание 3D-моделей помогает визуализировать причины поведения и пути его коррекции.


Процесс лепки активизирует сенсорную память, что делает новые модели поведения органическими и устойчивыми.


Органические изменения означают, что приобретенный опыт стал частью и причиной новой личности.



Научная основа метода Дейвиса.


В ходе исследования памяти ученые Калифорнийского университета в Сан-Диего пришли к выводу, что когда человек не просто запоминает информацию, а материализует ее через творческий акт, например лепку, в мозгу одновременно активируются сенсорные, моторные и когнитивные зоны.


Это создает новые нейронные связи, которые помогают перевести знания с уровня понимания на уровень реального опыта. Например, теоретическое понимание баланса при езде на велосипеде не заменяет физического опыта, и навык ездить остается автоматическим после достаточной тренировки.




Проблема повторяющегося негативного поведения

Люди часто повторяют нежелательные действия, даже когда прилагают усилия для изменений. Такое поведение возникает из-за того, что фундаментальные принципы, как изменение, следствие, время, последовательность и порядок, не усвоены на уровне сознания.


Например, хронические опоздания или забывание важных вещей могут быть связаны с недостаточным усвоением этих принципов.


Рассмотрим ситуацию, когда вы годами пытаетесь выполнять домашние задания вовремя. Вы ставите напоминания, родители контролируют выполнение заданий, вы даете себе обещания, но все равно в воскресенье вечером вам приходится панически пытаться сделать все на неделю вперед.


Признайтесь, бывает? Поздравляю, вы - один из нас.




Почему изменить поведение сложно?

Вы когда-нибудь спрашивали себя, почему так сложно придерживаться новых привычек? Дело не в том, что нам не хватает желания. Проблема глубже.


Когда мы пытаемся измениться, часто возникают два главных препятствия:


Во-первых, нам не хватает устойчивости. Даже если мы искренне хотим измениться, без глубокого понимания процесса мы быстро сдаемся и возвращаемся к старым привычкам.


Это как новая обувь - сначала неудобно, хочется вернуться к привычному, притертому к твоим привычкам.


Во-вторых, мы боремся со следствиями, а не с причинами. Мы сосредотачиваемся на том, что не выполнили задание, но не разбираемся, почему так произошло. Это не лень - это непонимание собственных внутренних процессов.


Это похоже на попытку научиться играть в компьютерную игру, просто смотря видео прохождения. Вы можете знать все приемы и стратегии, но без реальной практики ничего не получится. Так же и с изменениями в жизни - нужно практиковаться, а не только знать теорию.


В нашем подходе проводник помогает студенту превратить абстрактные идеи (например, «последовательность» или «управление временем») в физический опыт. И ключевой инструмент здесь - обычный пластилин.





Трансформационное обучение - что это такое?

Вместо того, чтобы запоминать чужие сценарии или модели поведения, мы со студентом логично и последовательно рассматриваем собственные недостающие концепции развития. Это поощряет нейро-когнитивные и поведенческие изменения происходить органично. Обучение становится настолько неотъемлемой частью человека, что он может использовать изученный материал на подсознательном, автоматическом уровне. Это обеспечивает прочный фундамент, на котором можно расти, и способность уверенно адаптироваться к новым реальным ситуациям.

















Простыми словами. Во время Программы студент овладевает фундаментальными абстрактными понятиями себя, изменение, причина и следствие, время, последовательность, порядок и беспорядок, воплощая их в реальных пластилиновых моделях.


Абстрактные понятия становятся видимыми и осязаемыми, их можно увидеть и осознать. Поскольку это реальный опыт, а не просто разговоры о чем-то непонятном, эти понятия легко укореняются в личность студента.


Возвращаясь к моделям во время исследования собственного поведения, «белые пятна» исчезают и человек четко видит, что стало причиной такого результата, и что невозможно изменить реальность, которая уже произошла (пытаясь изменить следствие), и необходимость недопущения каких-то действий в будущем для достижения желаемого результата.




Заменив некоторые части модели новыми, студент создает модель нового поведения.

Таким образом, мы меняем не поведение как отдельную характеристику, а меняется сама личность студента.

Стаття "Чому пластилін?"


(* К слову, временем мы и не можем управлять, мы можем управлять только своим поведением, чтобы эффективно использовать ограниченные временные отрезки - прим. автора)


Когда вы лепите содержание концепции своими руками, происходит удивительная вещь — она перестает быть просто абстрактным понятием и становится частью реальности и вашего реального опыта.


Ваш мозг активирует одновременно:

  • Сенсорные зоны (осязание)

  • Моторные навыки (движения рук)

  • Когнитивное мышление (понимание концепции)


То есть вы получаете мультисенсорный опыт.


Это создает новые нейронные связи, которые закрепляют понимание и знания не только в голове, но и опыт в теле.














Как это работает на практике?

Шаг 1: Деконструкция шаблона

Студенты анализируют проблемную ситуацию через пластилиновое моделирование, выделяя причинно-следственные цепочки. Например, создание сцены истерики с последующим "перелепливанием" её элементов.


На занятии по обучению родителей взаимодействовать со своими детьми мы с мамой рассматривали её реакцию на негативное поведение сына. Назовём её Мария.


Рассматривая свою композицию, Мария начинает замечать важные детали:

  • Ее фигурка нависает над ребенком

  • сын съежился и отвернулся

  • На столе беспорядок, что усиливает стресс


Добавив другой путь развития ситуации, Мария создала новую ситуацию: уменьшив свою фигурку, присела рядом с сыном, вложила ему в руки слайм, который его успокаивает. Такая визуализация помогла Марии увидеть, как её собственная реакция влияет на ситуацию, и найти более конструктивные способы взаимодействия с ребёнком.


Шаг 2: Формирование идентичности

Когда вы помещаете в композицию фигурку, которая представляет вас, ваш мозг начинает активнее работать над пониманием самого себя. Это происходит потому, что активируется особая часть мозга, являющаяся частью префронтальной коры. Эта область мозга отвечает за осмысление собственных мыслей и действий.

Благодаря этому новый опыт легче усваивается и становится частью вашей личности.


Вы лучше понимаете себя и естественным образом усваиваете новые способы мышления.

Один подросток, работая над "причиной и следствием", создал домино, где первая костяшка (прокрастинация с домашкой) толкает следующие (недосып, стресс, плохие оценки). Он был шокирован, увидев всю цепочку последствий от одного маленького решения.


Этот процесс помогает увидеть, как мелкие действия (или их отсутствие) приводят к большим последствиям.


Например, если ты пропускаешь «домашку», это не просто плохая оценка — это целая цепочка событий, которые влияют на твою жизнь.

Шаг 3: Перенос в реальность

Симуляция желаемых сценариев в пластилине создает "когнитивные леса", уменьшая когнитивную нагрузку при реализации изменений.


Подросток-девушка, которая работала над "управлением временем", создала пластилиновые часы, где разные сектора соответствовали различным делам. Когда она попыталась "втиснуть" 5 часов TikTok в свой день, ей пришлось уменьшить сектор "сон" — и она наглядно поняла, почему постоянно чувствует себя измотанной!


Почему это работает лучше традиционных методов?


  • Большую часть информации (87%) мы воспринимаем глазами и на ощупь. Лепка превращает сложные идеи в понятные образы, которые мозг легче усваивает.

  • Эмоциональное закрепление: Создавая модель, ученик вкладывает в нее время и креативность – это формирует личную связь с концепцией.

  • Физический опыт важнее теории. Мы все знаем, что нужно планировать время или быть последовательными, но это знание не меняет поведение. Когда вы создаете модель, концепция становится ощутимой и понятной.

  • Безопасный эксперимент. Ошибки в пластилине не имеют реальных последствий. Вы можете изменять, добавлять или разрушать модели, пока не найдете лучшее решение. Не получилось? Слепи заново!

  • Персонализация. Каждая модель уникальна. Она отражает именно ваши связи с концепцией, поэтому вы лучше понимаете, как это работает в вашей жизни.

  • Изменение — это результат, а не усилие. Когда концепция действительно усвоена, изменение поведения происходит естественно, как рост мышц после регулярных тренировок.

  • Метод основан на осознании, а не на копировании или повторении. Сначала понимание, затем — действие.




Comments


bottom of page