top of page

Профилактика дислексии. Проверь своего ребенка.




Практически все родители еще на стадии ожидания появления на свет малыша, представляют себе, на кого он будет похож, как с ним будут гулять, петь колыбельные и читать сказки. До первых шагов пройдет еще немало времени, а вот книги не только можно, даже нужно начинать читать как можно раньше.


Ни один мультфильм, ни одно развивающее занятие не заменит ребенку книги. На раннем этапе это один из вариантов познания мира, позже – это и воспитание, и социализация, и огромный кладезь знаний. В каждом возрасте именно чтение формирует богатый языковой запас, умение связанно доносить свои мысли, увеличивает интеллектуальный потенциал ребенка.


Каждому периоду роста не только предусмотрены свои книги, но и определенные возрастные границы, когда ребенок может и должен освоить определенный пласт навыков и получить при этом соответствующие знания. Конечно, такой график не является аксиомой, каждый ребенок индивидуален и осваивает навыки чтения в своем темпе, но как ориентир родители должны иметь его в виду.


Навыки чтения: возрастные этапы

Дошкольный возраст


Младенцы (0-12 месяцев) 

Малыши (1-2 года) 

Детсадовцы (3-4 года) 

Дошкольники (5-6 лет) 

проявляют первый интерес к книгам, тянутся к ним;

распознают и называют предметы, которые видят в книге: посуда, животные, автомобили;

умеют правильно и аккуратно обращаться с книгами;


справляются с понятием звук-буква, легко демонстрируют букву, подходящую под слышимый звук;

пытаются перелистывать страницы, детей очень захватывает этот процесс;

минимальным набором слов описывают сюжет картинок;

понимают, что слова читаются слева направо, а страницы сверху вниз;

определяют порядок звуков в простых словах;

пытаются перелистывать страницы, детей очень захватывает этот процесс;

из нескольких книг выбирают именно ту, которую просят;

пересказывают достаточно длинные произведения;

могут «играть» буквами в схожих словах: дочь-ночь, сон-слон, Маша-Даша;

издают звуки, сначала это просто эмоции, позже появляется осознанное «комментирование» увиденного: как говорит котик? а мышка? а машинка?

запоминают короткие стишки или фразы из любимых книг и охотно их декламируют;

замечают рифму и с удовольствием рифмуют слова;

сопоставляют услышанное слово с написанным;


делают вид, что читают книги, переворачивая страницы и водя пальчиком по строчкам – эта игра развивает детскую фантазию и приветствуется педагогами.

знают многие буквы и делают попытки складывать слоги;

анализируют книгу, отвечая на вопросы: кто, когда, куда, кого. Легко пересказывают произведение;



запоминают написание своего имени или логотипов, легко их распознают даже среди интенсива печатной информации.

могут предположить продолжение недочитанной истории;




проявляют интерес к информационным книгам – приходит пора детских энциклопедий. Книги ради развлечения уже менее интересны.




фантазируют на заданную тему;

Школьники:

Младшеклассники (6-7 лет)  

Средняя школа (7-10 лет) 

Подростки и старшеклассники 

появляется скорость чтения;

глубокие знания орфографии и пунктуации;

словарный запас достаточно богатый;

известны правила правописания;

чтение становится в полной мере источником знаний, появляется интерес к журналам и книгам конкретной тематики (космос, мода, техника, животные, приключения);

анализируют развитие и взаимодействие персонажей, используют при этом расширенные цитаты из текста;

незнакомые слова не ставят в тупик, кругозор ребенка позволяет ему понять синонимы;

ребенок свободно описывает прочитанное, делая анализ и давая личную оценку происходящего;

имеют четкое мнение по произведению, оценивают его идею и литературное воплощение;

время развивать самоконтроль: если ребенок не понял предложение – он возвращается и перечитывает его, пытаясь вникнуть в прочитанное;


определяет основную тему произведения и побочные сюжетные линии;

понимают иронию, сарказм, иносказание или, наоборот, недосказанность.

проводит аналогии с ранее прочитанными книгами или жизненными историями.

сравнивает и анализирует одновременно несколько произведений;



цитирует текст в подтверждение своих слов;



понимает метафоры, аллегории, гиперболы (литер.).





Профилактика дислексии. Что делать, если вы заметили трудности с чтением у вашего ребенка?


Если ваш ребенок испытывает трудности с чтением или усвояемостью материала – не ждите, что он перерастет эту проблему или все как-то само собой разрешится. Первый и главный ваш шаг - обратитесь к специалисту за диагностикой. Это даст вам четкое понимание, где вы находитесь и что делать дальше.


Каждый вышеописанный этап имеет под собой четкое обоснование и свидетельствует об определенном витке развития ребенка.

Не игнорируйте сигналы, которые подает вам ребенок, пропуская тот или иной этап!


В будущем этом может привести к серьезным проблемам при обучении в школе. Более того, каждый этап имеет свои реперные точки, которые u могут многое сказать об уровне интеллектуального развития ребенка и проблемах со здоровьем, имеющимися у него.




bottom of page