Дефицит внимания, гиперактивность — ADHS, ADHD, POS Впервые это нарушение было описано в 1845 году врачом-неврологом из Франкфурта как синдром «Стёпки-растрёпки/вертлявого Филиппа». (используются так же термины ADHD: сокращение от англ. «attention deficit hyperactivity disorder», ADHS:сокращение от нем. «Aufmerksamkeits-Defizit/Hyperaktivitäts-Störung») относится к наиболее частым психиатрическим расстройствам среди детей и молодых людей, причем мальчики страдают в 6 раз чаще, чем девочки.
Дефицит внимания – нарушенная гиперактивность
Эксперты подчеркивают, что это ни в коем случае не какой-то «модный диагноз» или просто недостаток воспитания.
В его основе лежат функциональные нарушения головного мозга. Основными признаками являются нарушения внимания, импульсивность, нарушения восприятия (его недостаток) и повышенная двигательная активность (гиперактивность). Чаще всего диагноз CДВГ выставляется уже в детском саду или школе, в единичных случаях в более позднем возрасте.
Уже в грудном возрасте выделяются «трудные» дети (чаще всего они много плачут, «орущие дети»), и это «трудное» поведение постепенно переходит во взрослую жизнь.
Раннее обнаружение данного расстройства помогает таким детям, а так же их родителям и воспитателям, жить нормальной жизнью.
Нельзя выделить четко одну причину развития CДВГ, в данном случае речь идет о комплексном воздействии множества факторов. При этом играют роль функциональные, нейробиологические нарушения и расстройства обмена веществ.
Причины CДВГ
Роль только психосоциальных факторов как единственная причина СДВГ исключена, хотя негативный жизненный опыт (тяжелое детство, травмы) все же усиливают и определяют течение болезни синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Признаки отсутствия или недостаточного количества контроля за импульсивностью (повышенная импульсивность)
Считается, что основная причина заключается в недостаточной обработке информации в определенных участках мозга, которые отвечают за восприятие и контроль импульсивности. При этом передача сигналов между нервными клетками нарушена. Это нарушение обусловлено несбалансированным содержанием информационных веществ ― нейротрансмиттеров в этой области мозга.
При некоторых заболеваниях так же проявляются симптомы ADHD, например при аутизме, шизофрении, эпилепсии, заболеваниях щитовидной железы.
Факторы риска возникновения СДВГ
Отягощенная наследственность | Низкий уровень интеллекта или наоборот, высокая одаренность | Влияние психосоциальных факторов, которые могут усугубить течение болезни | Факторы риска при беременности и родах |
заболевание у ближайших родственников повышает риск развития CДВГ на 15%. | Трудные отношения в семье (ссоры, разводы, смерть одного из родителей) | Употребление матерью никотина, алкоголя или наркотиков | |
При наличии CДВГ у одного из однояйцевых близнецов риск заболевания у второго составляет примерно 80%, у разнояйцевых ― 30%. | Психические заболевания в семье | Недостаток кислорода (гипоксия) при рождении | |
Недостаток воспитания: непоследовательность, отсутствие структуры воспитания, частая критика и не соответствующие поступкам наказания |
Симптомы и проявления CДВГ
Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) для установления диагноза СДВГ необходимо присутствие 3 главных симптомов в как минимум двух разных сферах жизни.
Как проявляются нарушения внимания во всех сферах жизни:
Сильная отвлекаемость |
Неусидчивость. Сложно усидеть на одном месте, постоянно хочется куда-то бежать. |
Невозможность сфокусировать внимание на одном предмете. Сопровождается «зависанием» человека. Возникают трудности с концентрацией внимания на отдельных деталях. Например, человек может несколько раз перечитать статью в газете, но и так и не поймет, что там написано. |
Ошибки из-за невнимательности, недостаточное терпение, когда нужны точность и аккуратность (например, когда ребенок что-то мастерит или играет); |
Неспособность довести дело до конца: человек бросает одно и постоянно берется за что-то новое |
Неспособность выполнять задания в школе или соблюдать правила; |
Людям с СДВГ часто стоит больших усилий соблюдение порядка; они теряют вещи, не кладут их на место, забывают их. |
Импульсивность. Склонность к бессознательным действиям. Чаще всего такой симптом проявляется у эмоциональных личностей. |
Суетливость. Еще один важный признак рассеянности. Человек спешит как можно быстрее завершить любое дело, т.к. бесполезно тратит свое время и в результате упускает множество важных нюансов. |
Утомляемость, постоянно испытывает упадок сил. |
Повышенная раздражительность. |
Нервная возбудимость. Объясняется нарушением в работе ЦНС. Человек быстро реагирует на любые внешние раздражители, но при этом отвлекается от основной деятельности |
Человек часто перебивает других, "встревает в разговор", говорит громко и часто меняет тему |
У детей - плохая интеграция в группе (ребенок требует внимания, ведет себя громко, не соглашается на чужие правила; |
Часто чувствуют угрозу там, где ее нет и ведут себя соответственно агрессивно; |
Нетерпимость к критике и бурная реакция на нее. |
Склонность к приему психоактивных веществ и зависимостям |
Нарушение норм порядка и проблемы с законом |
При отсутствии адекватной помощи симптомы накапливается. Это становится причиной развития неврологических и психических отклонений и аддикций (зависимостей)
Важно своевременно обнаружить проявления СДВГ, чтобы пройти коррекционный курс и избежать осложнений.
Повышенная активность проявляется следующим образом:
Размахивание руками и ногами, человек не может спокойно сидеть (дети постоянно в движении)
С трудом соблюдают тишину, их игры и действия в большинстве случаев очень громкие
Дополнительные симптомы и жалобы детей с СДВГ
Примерно у одной трети страдающих CДВГ обнаруживаются дополнительные симптомы:
Диагностика СДВГ
Все гиперактивные импульсивные дети, имеющие на протяжении длительного времени проблемы с вниманием, с учебой и бросающимся в глаза поведением должны быть обследованы на наличие CДВГ.
Тщательное изучение анамнеза, учитывая всю информацию о семье | |
2. | Полное обследование, включая неврологический статус, координацию движений, моторику, органы чувств |
3. | Психологическое исследование и анализ развития ребенка |
4. | Исследование поведения, включая опрос родственников, учителей, друзей, воспитателей, врачей и т.д. |
5. | Лабораторные исследования для исключения других заболеваний |
6. | Исключение заболеваний, таких как аутизм, шизофрения, эпилепсия и заболеваний щитовидной железы |
7. | Исключение психических заболеваний, таких как депрессии, навязчивые состояния и т.д. |
Методы помощи людям с СДВГ
Беседы и тренинги родителей и членов семьи
Разъяснительная работа в школе, детском саду, возможно определение ребенка в специализированные классы
Поведенческая терапия детей/подростков, (Программа Р. Дейвиса по управлению вниманием)
Лечение нарушений, сопровождающих CДВГ, или других имеющихся болезней, например психотерапия, обучающие и развивающие тренинги
Медикаментозная терапия (не используется в методе Дейвиса, так как подход Дейвиса к СДВГ основан на сознательном контроле поведения при помощи уникальной методики Ориентации)
Различия между традиционным медицинским подходом к СДВГ и методом Дейвиса.
СДВГ с медицинской точки зрения - это болезнь.
И это коренным образом отличает традиционный метод от подхода Дейвиса.
По мнению врачей, CДВГ является неизлечимым заболеванием, медикаментозной коррекции подлежат лишь симптомы болезни, а не ее причины.
Метод Дейвиса отличает уникальный подход, в котором студент в ходе курса обучения овладевает навыками управления сознанием, и таким образом влияет на причину дефицита внимания. Дейвис опирается на отличия в мышлении. Причиной повышенной отвлекаемости Дейвис считает некорректное считывание и обработку информации мозгом. Люди с СДВГ мыслят не линейно и не вербально, а при помощи образов и ощущений. Скорость такого мышления на порядок выше, чем у вербальных мыслителей, поэтому способность к фиксации у них снижена.
На курсе по управлению вниманием студент овладевает инструментами "расслабленной концентрации внимания" и легко может фиксировать и описывать происходящее без медикаментозного воздействия.
В последние годы проводились исследования среди выросшего населения с CДВГ. Результаты показали, что в возрасте 18 лет симптомы CДВГ присутствуют у трети обследованных.
В целом можно отметить, что у взрослых признаки CДВГ выражены не так сильно. Со временем они привыкают к существованию CДВГ и вырабатывают определенные стратегии поведения, например, отказываются от многих благ социальной жизни: посещения концертов, собраний, заседаний или кино, где нужно спокойно сидеть.
При опросе они указали, что СДВГ сильно влияет на качество их жизни и хотели бы научиться управлять своим состоянием. Взрослые с CДВГ сильно страдают. Невнимательность мешает им в личной и профессиональной жизни, вокруг них часто царит хаос. Неконтролируемая импульсивность может превратить жизнь этих людей и их близких в ад. Большинство не могут ни дня обойтись без психиатрической или психологической поддержки.
Для взрослых не существует никаких препаратов, прямо воздействующих на CДВГ. Оба вещества – метилфенидат и атомоксетин разрешены к употреблению только у детей.
Commentaires