top of page

СДВГ - путеводитель.

Дефицит внимания, гиперактивность — ADHS, ADHD, POS Впервые это нарушение было описано в 1845 году врачом-неврологом из Франкфурта как синдром «Стёпки-растрёпки/вертлявого Филиппа». (используются так же термины ADHD: сокращение от англ. «attention deficit hyperactivity disorder», ADHS:сокращение от нем. «Aufmerksamkeits-Defizit/Hyperaktivitäts-Störung») относится к наиболее частым психиатрическим расстройствам среди детей и молодых людей, причем мальчики страдают в 6 раз чаще, чем девочки.


 


Дефицит внимания – нарушенная гиперактивность

Эксперты подчеркивают, что это ни в коем случае не какой-то «модный диагноз» или просто недостаток воспитания.


В его основе лежат функциональные нарушения головного мозга. Основными признаками являются нарушения внимания, импульсивность, нарушения восприятия (его недостаток) и повышенная двигательная активность (гиперактивность). Чаще всего диагноз CДВГ выставляется уже в детском саду или школе, в единичных случаях в более позднем возрасте.


Уже в грудном возрасте выделяются «трудные» дети (чаще всего они много плачут, «орущие дети»), и это «трудное» поведение постепенно переходит во взрослую жизнь.


Раннее обнаружение данного расстройства помогает таким детям, а так же их родителям и воспитателям, жить нормальной жизнью.


Нельзя выделить четко одну причину развития CДВГ, в данном случае речь идет о комплексном воздействии множества факторов. При этом играют роль функциональные, нейробиологические нарушения и расстройства обмена веществ.



Причины CДВГ

Роль только психосоциальных факторов как единственная причина СДВГ исключена, хотя негативный жизненный опыт (тяжелое детство, травмы) все же усиливают и определяют течение болезни синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).


Мальчик высоко подпрыгивает

Признаки отсутствия или недостаточного количества контроля за импульсивностью (повышенная импульсивность)


Считается, что основная причина заключается в недостаточной обработке информации в определенных участках мозга, которые отвечают за восприятие и контроль импульсивности. При этом передача сигналов между нервными клетками нарушена. Это нарушение обусловлено несбалансированным содержанием информационных веществ ― нейротрансмиттеров в этой области мозга.


При некоторых заболеваниях так же проявляются симптомы ADHD, например при аутизме, шизофрении, эпилепсии, заболеваниях щитовидной железы.



Факторы риска возникновения СДВГ

Отягощенная наследственность

Низкий уровень интеллекта или наоборот, высокая одаренность

Влияние психосоциальных факторов, которые могут усугубить течение болезни

Факторы риска при беременности и родах

заболевание у ближайших родственников повышает риск развития CДВГ на 15%.


Трудные отношения в семье (ссоры, разводы, смерть одного из родителей)


Употребление матерью никотина, алкоголя или наркотиков

При наличии CДВГ у одного из однояйцевых близнецов риск заболевания у второго составляет примерно 80%, у разнояйцевых ― 30%.


Психические заболевания в семье

Недостаток кислорода (гипоксия) при рождении




Недостаток воспитания: непоследовательность, отсутствие структуры воспитания, частая критика и не соответствующие поступкам наказания



Симптомы и проявления CДВГ

Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) для установления диагноза СДВГ необходимо присутствие 3 главных симптомов в как минимум двух разных сферах жизни.


Три симптома СДВГ

Как проявляются нарушения внимания во всех сферах жизни:

Сильная отвлекаемость

Неусидчивость. Сложно усидеть на одном месте, постоянно хочется куда-то бежать. 

Невозможность сфокусировать внимание на одном предмете. Сопровождается «зависанием» человека. Возникают трудности с концентрацией внимания на отдельных деталях. Например, человек может несколько раз перечитать статью в газете, но и так и не поймет, что там написано.

Ошибки из-за невнимательности, недостаточное терпение, когда нужны точность и аккуратность (например, когда ребенок что-то мастерит или играет);

Неспособность довести дело до конца: человек бросает одно и постоянно берется за что-то новое

Неспособность выполнять задания в школе или соблюдать правила;

Людям с СДВГ часто стоит больших усилий соблюдение порядка; они теряют вещи, не кладут их на место, забывают их.

Импульсивность. Склонность к бессознательным действиям. Чаще всего такой симптом проявляется у эмоциональных личностей. 

Суетливость. Еще один важный признак рассеянности. Человек спешит как можно быстрее завершить любое дело, т.к. бесполезно тратит свое время и в результате упускает множество важных нюансов. 

Утомляемость, постоянно испытывает упадок сил.

Повышенная раздражительность.

Нервная возбудимость. Объясняется нарушением в работе ЦНС. Человек быстро реагирует на любые внешние раздражители, но при этом отвлекается от основной деятельности

Человек часто перебивает других, "встревает в разговор", говорит громко и часто меняет тему

У детей - плохая интеграция в группе (ребенок требует внимания, ведет себя громко, не соглашается на чужие правила;

Часто чувствуют угрозу там, где ее нет и ведут себя соответственно агрессивно;

Нетерпимость к критике и бурная реакция на нее.

Склонность к приему психоактивных веществ и зависимостям

Нарушение норм порядка и проблемы с законом



При отсутствии адекватной помощи симптомы накапливается. Это становится причиной развития неврологических и психических отклонений и аддикций (зависимостей)


Важно своевременно обнаружить проявления СДВГ, чтобы пройти коррекционный курс и избежать осложнений.



Уставшая женщина прикрыла лицо рукой



Повышенная активность проявляется следующим образом:


  1. Размахивание руками и ногами, человек не может спокойно сидеть (дети постоянно в движении)

  2. С трудом соблюдают тишину, их игры и действия в большинстве случаев очень громкие


Дополнительные симптомы и жалобы детей с СДВГ


 Примерно у одной трети страдающих CДВГ обнаруживаются дополнительные симптомы:


СДВГ дополнительные симптомы


Диагностика СДВГ


Все гиперактивные импульсивные дети, имеющие на протяжении длительного времени проблемы с вниманием, с учебой и бросающимся в глаза поведением должны быть обследованы на наличие CДВГ.




Тщательное изучение анамнеза, учитывая всю информацию о семье

2.

Полное обследование, включая неврологический статус, координацию движений, моторику, органы чувств

3.

Психологическое исследование и анализ развития ребенка

4.

Исследование поведения, включая опрос родственников, учителей, друзей, воспитателей, врачей и т.д.

5.

Лабораторные исследования для исключения других заболеваний

6.

Исключение заболеваний, таких как аутизм, шизофрения, эпилепсия и заболеваний щитовидной железы

7.

Исключение психических заболеваний, таких как депрессии, навязчивые состояния и т.д.


Методы помощи людям с СДВГ


  1. Беседы и тренинги родителей и членов семьи

  2. Разъяснительная работа в школе, детском саду, возможно определение ребенка в специализированные классы

  3. Поведенческая терапия детей/подростков, (Программа Р. Дейвиса по управлению вниманием)

  4. Лечение нарушений, сопровождающих CДВГ, или других имеющихся болезней, например психотерапия, обучающие и развивающие тренинги

  5. Медикаментозная терапия (не используется в методе Дейвиса, так как подход Дейвиса к СДВГ основан на сознательном контроле поведения при помощи уникальной методики Ориентации)

Различия между традиционным медицинским подходом к СДВГ и методом Дейвиса.


СДВГ с медицинской точки зрения - это болезнь.

И это коренным образом отличает традиционный метод от подхода Дейвиса.


По мнению врачей, CДВГ является неизлечимым заболеванием, медикаментозной коррекции подлежат лишь симптомы болезни, а не ее причины.


Метод Дейвиса отличает уникальный подход, в котором студент в ходе курса обучения овладевает навыками управления сознанием, и таким образом влияет на причину дефицита внимания. Дейвис опирается на отличия в мышлении. Причиной повышенной отвлекаемости Дейвис считает некорректное считывание и обработку информации мозгом. Люди с СДВГ мыслят не линейно и не вербально, а при помощи образов и ощущений. Скорость такого мышления на порядок выше, чем у вербальных мыслителей, поэтому способность к фиксации у них снижена.

На курсе по управлению вниманием студент овладевает инструментами "расслабленной концентрации внимания" и легко может фиксировать и описывать происходящее без медикаментозного воздействия.


В последние годы проводились исследования среди выросшего населения с CДВГ. Результаты показали, что в возрасте 18 лет симптомы CДВГ присутствуют у трети обследованных.


В целом можно отметить, что у взрослых признаки CДВГ выражены не так сильно. Со временем они привыкают к существованию CДВГ и вырабатывают определенные стратегии поведения, например, отказываются от многих благ социальной жизни: посещения концертов, собраний, заседаний или кино, где нужно спокойно сидеть.


При опросе они указали, что СДВГ сильно влияет на качество их жизни и хотели бы научиться управлять своим состоянием. Взрослые с CДВГ сильно страдают. Невнимательность мешает им в личной и профессиональной жизни, вокруг них часто царит хаос. Неконтролируемая импульсивность может превратить жизнь этих людей и их близких в ад. Большинство не могут ни дня обойтись без психиатрической или психологической поддержки.

Для взрослых не существует никаких препаратов, прямо воздействующих на CДВГ. Оба вещества – метилфенидат и атомоксетин разрешены к употреблению только у детей.



Comments


bottom of page